Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Раскрытие основных источников и компонентов религии. Следует признать, что английского философа интересует, прежде всего, психологические стороны проблемы. Например, говоря о Гоббсе, Г. Мыслитель убеждён в том, что она имеет естественные корни в сознании людей. Одним из таких корней он считает чувство страха. Он подчеркивает правильность положения о том, что страх создал богов. Ещё один предшественник Рассела Локк был близок к мыслителю в выяснении происхождении религии, однако, акцентировал происхождение идеи бога на основании критики врождённых идей.

Философ Тит Лукреций Кар

Материалистическая философия Эпикура кажется ему вдохновляющей и поэтической. Он стремится познакомить с этой философией своих соотечественников. Учение Эпикура имело как бы две стороны: Знаменитый эллинистический мудрец учил в своих уединенных садах наслаждаться простыми и здоровыми благами жизни, вдали от политических страстей и городского шума; он открывал также своим слушателям и тайны устройства вселенной, развивая и дополняя по-своему основные положения атомистической философии Демокрита.

создал религию, а не религия создала . Тема 9. История философского осмысления религии до XIX в. Тит. Лукреций. Кар красочно описал страх.

Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии. С данной главы мы начнём разбирать подробным образом критику религии Рассела, будем прослеживать тем самым становление его позиции по отношению к религии. Хочется отметить, что позицию Рассела по отношению к религии по-разному оценивают советские критики.

Ермоленко отмечает и разбирает его непоследовательность и недостаточность критики религии, исходящей только из философской ориентации. Мееровский писали о полувековой продолжительности выступлений Рассела против религиозного вероучения.

Подобные размышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полное выражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельные элементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае например, в учениях локаятиков и Ван Чуна. Античные знания о религии можно представить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих и римских философов с в.

Они осмысливали политеизм, который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом. Для возникновения философских знаний о религии необходимо, чтобы философия отделилась от языческих представлений. В Древней Греции этот процесс начался с в. Ферекид и Теаген трактовали мифы в природно-космологическом плане.

Статья посвящена рассмотрению истории осмысления понятия страха в Тезис «страх создал богов» был популярен в среде античных материалистов. Гоббс же определяет религию как «страх перед невидимой силой, Аристотель [28], Лукреций [29], Б. Спиноза [30], Сенека [ 31] - все они стремились.

Истоки философии религии в учениях мыслителей Древнего мира, Средних веков и Возрождения. Религиоведческие идеи в Древнем Мире. Современные философские знания о религии зародились более чем две с половиной тысячи лет тому назад в философских учениях Древнего мира, а именно, в античной Греции и Риме, а также в Китае. Мысли о религии, высказанные античными философами на протяжении полутысячелетия - вв.

Начало античной философии относят к в. Они-то и способствуют формированию философии, которая всё больше отдаляется от религиозно-мифологических представлений, хотя следы последних сохранялись некоторое время в философских учениях. Появление философии, относительно свободной от влияния религии, было возможно в условиях развитой нерелигиозной культуры и при наличии значительного числа свободных граждан. Известно, что в классической Греции были развиты поэзия, драматургия, история, ораторское искусство, естественнонаучные знания.

Первыми шагами на пути нерелигиозного осмысления мифов были их аллегорические толкования, - они могли быть природно-космологическими Аполлон, Гефест, Гелиос — огонь, Зевс — эфир, хтонические боги — Земля или этическими Афродита, Киприда — дружба, любовь, гармония; Арес — ненависть, вражда; и т.

Глава 2. Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии.

Задача была очень трудная. Но чем неблагодарнее поэма, на обработку которой употребил свое дарование Лукреций, тем большего удивления заслуживает мастерство, с каким он, отчетливо излагая систему, построенную на силлогизмах, сумел удовлетворить требованиям поэзии, одинаково интересовать и абстрактное мышление и фантазию. Эту задачу Тит Лукреций Кар исполняет с энтузиазмом, с пламенным красноречием, оживляет абстрактные мысли картинными описаниями.

Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о перед непознанными явлениями природы: первых богов на земле создал страх.

Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон. В произведении, написанном гекзаметром, Лукреций знакомит римлян с философией Эпикура.

Поскольку из множества сочинений Эпикура сохранилось только три письма, трудно сказать что-либо об оригинальности мыслей и положений произведения Лукреция [2, 33—56, 3]. Эпос был создан в неспокойное время: Лукреций надел мужскую тогу, видимо, в то время, когда в Риме свирепствовавшего Мария сменил еще более жестокий Сулла. Впоследствии столкновения разных группировок вылились в заговор Катилины и прочие беспорядки.

Лукрецию, по-видимому, уже не довелось видеть борьбы между первыми триумвирами, но и так время его жизни наполнено убийствами, конфискациями, изгнаниями, открытыми столкновениями и сражениями между самими римлянами [10, —]. Лукрецию кажется, что человеческие пороки вытеснили добродетели, что гражданские войны и прочие волнения происходят из-за стремления к власти, почестям, могуществу, которое охватило римлян.

Атеизм в Древнем Риме

Не все подходит ко всему. Тит Лукреций Лукреций - римский поэт и философ, последователь Эпикура. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения.

Рассчитывая на религию как на инструмент своей политики, сам Август в значительной Цицероном, Лукрецием, Саллюстием и другими интеллектуалами. религии, но приступил к ее реализации доступными ему методами, создав в Если в первом случае аргументация основана на чувстве страха.

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма Что, по щекам ниспадая, лицо с двух сторон покрывает, И увидела отца она, тут же стоявшего в грусти У алтаря, и прислужников, скрывших орудие смерти, И проливавших при этом горячие слезы сограждан, В страхе она онемела, к земле подогнулись колени. Не послужило несчастной к спасенью и то, что Именем нежным отца ею назван был вождь ахеян Агамемнон, Всю трепетавшую, вмиг ее на руки воины взяли И на алтарь понесли; но не с тем, чтоб, окончив обряды, К светлому богу примкнула она Гименею, но чтобы Жертвою пала, рукою отца святотатно закланной, Девственно чистая, в светлый, торжественный день ее брака.

Да ниспошлется удача и счастье в отплытии флоту, Вот к изуверству какому религия может понудить []. Лукреций, как и его предшественники, не понимал социальных корней религии. Причину возникновения религии он видит в невежестве людей, в незнании и неумении объяснить явления окружающей их природы. Лукреций утверждает, что вера в богов возникла вследствие страха: Из ничего не творится ничто по божественной воле, И оттого лишь страх смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причин никаких усмотреть и понять не умеют, И полагают, что все это божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет. И откуда являются вещи, И каким образом все происходит без помощи свыше []. Боги - творение фантазии человека, плод его воображения. Развивая свою мысль, Лукреций продолжает: У кого не сжимаются члены в испуге, Как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молнии, А небо кругом огласят громовые раскаты… И, наконец, когда вся под ногами колеблется почва, Падают или грозят города потрясенные рухнуть, Что же тут странного в том, если так поколения смертных Уничтожают себя и всецело богам оставляют Чудные силы и власть управления всею вселенной [].

По мнению Лукреция, религиозные представления являются отображением человеческих отношений. Картина ада в религиозных верованиях точно списана с земной жизни.

Реферат: Лукреций

Уроженец Рима, Лукреций жил в бурное и трудное для римского общества время. Крупнейшими из современных ему событий были: Во всех этих быстро следовавших одно за другим событиях сконцентрировались все классовые противоречия эпохи: В эту эпоху беспощадной классовой борьбы, гражданских войн, восстаний, проскрипций и казней в Риме вырос и возмужал огромный поэтический и философский талант Лукреция.

Поэма Лукреция одновременно и принадлежит традиции и оригинальна; она — и произведение философской и научной мысли и в то же время творение мощного и самобытного поэтического дарования.

Эпикура, Лукреций, выдвинувший формулу, что «страх создал первых богов». Ср. Антирелигиозная пропаганда и Религия.

Лукреций Как уже приходилось указывать стр. О значительности эпикурейской пропаганды свидетельствует уже то обстоятельство, что эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории. Верные принципам школы, эпикурейцы писали просто, без реторики и без претензий на художественное изложение. Когда Цицерон приступал к философским работам, по-латыни имелся уже ряд эпикурейских произведений, а философия Эпикура насчитывала многих видных сторонников, которых привлекала к себе та или иная сторона учения.

Центром эпикуреизма в Италии была полугреческая Кампания. Около Неаполя находилась школа Сирона, одного из виднейших пропагандистов эпикурейского учения в 50 — 40 гг.

Знания о религии от древнейших времен до века

Эпикурейство стало для Лукреция основным философско-этическим и мировоззренческим учением, на которое он опирался в своем творчестве, пытаясь продолжить его развитие. Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью , возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: Средство освобождения от них — усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об обществе. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом.

Устраняется и страх смерти: Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами:

утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы (timor primus fecit deos – страх создал.

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Дилите Тит Лукреций Кар 95 — 55 гг. Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще.

По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон. В произведении, написанном гекзаметром, Лукреций знакомит римлян с философией Эпикура. Поскольку из множества сочинений Эпикура сохранилось только три письма, трудно сказать что-либо об оригинальности мыслей и положений произведения Лукреция [2, 33—56; 3].

Статья: Лукреций

Дилите Тит Лукреций Кар 95 — 55 гг. Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон.

В редакции журнала «Наука и религия» состоялся круглый стол, посвященный .. Ещё Лукреций писал, что страх создал первых богов.

Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения того, что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые процессы. С возникновением классового общества, с появлением людей ум- ственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявля- ется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества.

Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось нерав- номерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Во- стока Египет, Вавилон , где фараон или царь обладали правом распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную ка- сту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную жизнь народа с трудом.

Наиболее яркие проявления свободомыслия мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические и географические условия давали возможность человеку здесь чувст- вовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегре- ческих городов-полисов было характерно демократическое устройство общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граж- дане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформирова- лось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной.

Яблоков И. Основы религиоведения

Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей.

Кратко проанализированы основные мировые религии по вопросу обеспечения . что"страх создал первых богов", этому же способствовало и незнание Из всех печалей самым ужасным, по Лукрецию, является страх смерти.

Кар Лукреций Кар Лукреций 99—55 гг. В полном согласии с греческими философами Демокритом см. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов.

Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен.

Страх

Жизнь вне страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как победить страх, кликни здесь!